Популярность пневматики обусловлена особыми характеристиками сжатого воздуха. К преимуществам такого рабочего материала можно отнести: доступность, ведь воздух повсеместно доступен в неограниченных количествах; легкость транспортировки через трубопроводы на значительные расстояния; способность аккумулировать энергию в закрытых контейнерах; стабильность при температурных изменениях в диапазонах, комфортных для человека; безопасность по сравнению с электрикой и гидравликой; экологическая чистота, так как пневматика не загрязняет атмосферу в отличие от электрических систем и гидравлики, которые могут создавать магнитные поля или утечки масла; безопасность для персонала в сравнении с гидравликой и электрикой; устойчивость к перегрузкам, радиации и магнитным полям.
Однако и недостатки ограничивают использование пневматики. Среди них:
- энергозатратность процесса сжатия, что требует контролировать давление и ограничивает усилия;
- сжимаемость, усложняющая стабильное перемещение груза, точную регулировку и остановку;
- множественные затраты на подготовку воздуха для пневмоэлементов, чтобы обеспечить их долговечность и качество технологических операций, и избежать порчи продукта, особенно продуктов питания, напитков, медикаментов и электронной техники.
Примеры таких операций включают в себя:
- подачу, зажим, сброс заготовок;
- сортировку, перемещение и ориентацию деталей;
- упаковку и складирование;
- дозировку и транспортировку жидких и сыпучих материалов;
- открытие и закрытие дверей и клапанов;
- смену инструментов в роботах и манипуляторах;
- перемещение сварочных электродов и инструмента;
- контроль качества.
Такое разнообразие операций делает пневматику неотъемлемой частью автоматизации. В зависимости от задач различают пневматику для автоматизации производственных процессов, непрерывных процессов и транспортную пневматику. Каждый тип требует своих особенностей, что объясняет необходимость разделения. Однако оно не всегда строгое, так как многие элементы могут использоваться в разных областях, хотя в некоторых случаях их применение нецелесообразно или даже опасно, как, например, приводы для двери автобуса с ресурсом 50 млн. циклов использовать там, где хватает ресурса 1 млн. раз за несколько лет. А использовать на быстродействующем оборудовании, например, по фасовке сметаны, привод арматуры с ресурсом 1 млн. циклов опасно - он выйдет из строя через 3-4 месяца. И как всегда, в самый неподходящий момент и с максимально возможными последствиями.